Дебильность: причины, симптомы, диагностика и лечение

Содержание

Дебильность как легкая форма олигофрении

Дебильность: причины, симптомы, диагностика и лечение

Дебильность это легкая степень умственной отсталости, причина которой кроется в органических поражениях плода в утробе матери или задержкой развития.

Умственная отсталость или олигофрения является психическим недоразвитием интеллектуальной и познавательной деятельности человека, как результат органического поражения структур головного мозга.

Международная классификация болезней выделяет три формы умственной отсталости:

  1. Дебильность является самой простой формой олигофрении и самой распространенной.
  2. Имбецильность – умеренная степень олигофрении. Больные могут понимать обращенную речь и разговаривать.

Идиотия – самая тяжелая степень. Полностью отсутствуют примитивные реакции, речь, способность что-то понимать и осмысливать, нарушена координация движений.

Дебильность характеризуется низким уровнем способности к абстрактному мышлению и обобщениям. При этом моторика и координация движений сохранены.

При дебильности ребенок не может построить сложные умозаключения, не улавливает закономерной связи между предметами и событиями, не способен устанавливать причинно-следственную связь между ними.

Наблюдается недостаточное развитие волевых и нравственных качеств, легкая внушаемость.

Речь таких детей недостаточно развита, очень низкий словарный запас.

Нарушение корректируется психолого-педагогической и симптоматической терапией, а также мерами социальной адаптации, правильным психолого-педагогическим воспитанием, правильно организованным трудовым и школьным обучением.

Дебильность является самой распространенной формой умственной отсталости. Она наблюдается у 75% от всех детей, страдающих снижением интеллекта.

Данный термин также употребляется в понятиях легкая олигофрения или легкая субнормальность. При дебильности коэффициент интеллекта снижен и варьируется в показателях от 50-69. Многие путают дебильность с пограничной умственной отсталостью.

Следует помнить, что пограничная умственная отсталость возникает вследствие психологической задержки развития. Задержка вызывается внешними факторами. Например, неблагоприятными условиями жизни, интеллектуальной депривацией, приобретенными или врожденными психическими дефектами.

Задержка ограничивает познавательные возможности ребенка, но может корректироваться с помощью правильных психолого-педагогических мер. Дебильность также может быть легкой, средней и тяжелой, это зависит от степени недоразвития интеллекта. Помимо этого выделяют атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую форму, как и другие виды умственной отсталости.

Дебильность причины

Существует несколько причин проявления этой формы олигофрении:

  1. Генетические заболевания, зависящие от нарушения строения хромосом и сопровождающиеся отклонениями в физическом развитии. Например, синдром Дауна, Ангельмана и т. д.
  2. Влияние на организм матери вредных факторов во время беременности. К ним относится:
    • ионизирующее излучение (от рентгена);
    • химические вещества (бытовые токсины и т. д.);
    • инфекционные заболевания матери;
    • недоедание или нарушение диеты;
    • недостаток йода.
  3. Родовая травма, возникшая в процессе родов.
  4. Педагогическая запущенность в ранние годы жизни ребенка.
  5. Недостаток йода в организме ребенка в ранний период.

Классификация

Дебильность имеет разные стадии типы и формы, которые зависят от рассмотренных далее факторов.

Стадии дебильности

Степени дебильности выделяются в зависимости от степени умственного нарушения. Для оценки интеллектуальных возможностей используется показатель коэффициента IQ.

При этом нарушение может быть представлено тремя формами:

    • легкая форма при IQ = 65-69;
    • умеренная форма при IQ = 60-64;
    • глубокая форма при IQ = 50-59.

    Уровень интеллекта оценивается специальными психологическими методиками, включающими тесты на логику, пространственное мышление и т. д.

    Типы

    Типы дебильности различаются в зависимости от степени нарушения волевых процессов. Так выделяют:

      • гиподинамический тип — общая заторможенность психических процессов;
      • гипердинамический тип — двигательное беспокойство, расторможенность, безмотивные аффекты.

    Если правильно организовывать быт и правила труда для детей, страдающих дебильностью, они способны будут освоить несложные профессии и самостоятельно себя обслуживать. Для этого им необходимо руководство и поддержка.

    Формы

    Существуют также формы дебильности.

    Выделяют:

      • Стеническую форму, которая характеризуется добродушием больного, уравновешенным темпераментом, активностью.
      • Астеническую форму, для которой свойственна эмоциональная неустойчивость и переутомляемость.
      • Атоническая форма, характеризующаяся неспособностью пациента проявлять мотивированное поведение.
      • Дисфорическую форму. Самая редкая форма, имеющая выраженное эмоциональное расстройство, агрессивное поведение и склонности к саморазрушению личности.

    Симптомы и признаки

    Знание основных симптомов и признаков дебильности поможет быстрее начать все лечебные и профилактические меры.

    • Отставание в физической подготовке. Ребенок поздно начинает ходить, устает и нарушает координацию.
    • Речь развивается плохо, запас слов незначительный.
    • Нарушено абстрактное мышление, выражен конкретно-описательный тип мышления.
    • Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
    • Снижение уровня памяти. Проблемы в запоминании стихов, имен и т.д.
    • Снижена познавательная активность и воображение.
    • Внушаемость, склонность следовать асоциальному поведению.
    • Нарушения в эмоционально-волевой сфере, склонность к агрессии, раздражительности.

Для каждого человека степень выраженности данных симптомов может быть разной, и поставить диагноз может только квалифицированный специалист после проведения диагностики.

Диагностика нарушения

Диагностика проводится в несколько этапов:

    • Сбор и анализ жалоб пациента и анамнеза заболевания. Учитываются следующие факторы:
      • возраст, когда начали проявляться первые признаки дебильности;
      • течение беременности матери;
      • факты простуды и инфекции в детстве;
      • недоедание в детстве.
    • На втором этапе происходит осмотр психиатром. Он оценивает интеллектуальные способности, используя опросники и шкалы. Происходит оценка речи, поведения в повседневных ситуациях, отношения к родным и близким.
    • Компьютерная томография и МРТ способны зафиксировать признаки повреждения мозга.
    • Консультации невролога в некоторых случаях.

Дебильность лечение

Дети с данным диагнозом должны находиться под постоянным наблюдением невролога и психиатра. Если дебильность была развита на фоне эндокринопатии, важно дополнительное наблюдение у эндокринолога.

При возможности устранения основных причин нарушения можно использовать специальную терапию. Если был выявлен токсоплазмоз или сифилис, лечение проводится с помощью этиотропов. В некоторых случаях необходимо соблюдение диетического питания или гормональная терапия.

При дебильности часто проводят симптоматическую терапию, которая включает препараты против судорог, ноотропы, психотропные препараты и витамины. Если наблюдается повышенная утомляемость, целесообразен прием психостимуляторов. Если есть склонность к повышенной возбудимости, рекомендуют эленимум, аминазин и т. д.

Вместе с медикаментозным лечением необходимо корригирующее лечение. Используются методики педагогики, психологии и логопедии. Основная цель такого лечения заключается в психологической поддержке, коррекции нарушения обучаемости, приобретение навыков и знаний, необходимых для самостоятельной жизни. Занятия с логопедом проводятся с целью развития речи, коррекции брадилалии и заикания.

Социальная адаптация

Вопросы социальной адаптации разрешаются педиатрами, социальными работниками и психологами, педагогами, а также врачами детской неврологии и психиатрии.

Основной задачей социальной адаптации является приспособление пациентов с дебильностью к нормальной, самостоятельной жизни, помощь с освоением профессии и бытовым навыкам самообслуживания.

Помимо этого необходимо уберечь человека от вовлечения в преступные группировки, предотвратить склонность к асоциальному поведению, поскольку именно люди с повышенной внушаемостью и исполнительностью используются незаконопослушными гражданами для достижения своих преступных целей.

Очень важна в процессе социальной адаптации правильная организация возможностей получения академических знаний, навыков трудовой деятельности и быта.

Дети с данным отклонением должны проходить обучение в специальных коррекционных учебных заведениях, программа обучения в которых полностью согласована с их умственными способностями. Классы для занятий должны быть с небольшой наполняемостью, чтобы каждый ребенок получал индивидуальный подход. Это делает обучение более эффективным.

Люди с дебильностью после завершения обучения в школе способны освоить элементарную специализацию, уметь выполнять легкую работу.

Профессия не должна требовать быстрого переключения внимания, проявления инициативы и принятия решений.

Если процесс социальной адаптации построен правильно, большинство людей с нарушением интеллектуальной сферы легко адаптируется в обществе, способно вести трудовую деятельность, и заводить семью.

на тему: «Дебильность (Лёгкая умственная отсталость)»

Источник: https://prodepressiju.ru/narusheniya-intellekta/debilnost.html

Лечение дебильности

Дебильность: причины, симптомы, диагностика и лечение

Дебильность относится к самой слабой форме умственной отсталости. При сохранности моторики отличается потерей способности к обобщению и абстрактному мышлению. Своевременно начатое лечение дебильности позволяет сохранить многие функции больного, позволяющие ему вести практически нормальный образ жизни, посещать учебные заведения, трудоустроиться.

Что представляет собой дебильность

Дебильностью называется самая легкая степень олигофрении, вызванная поражением головного мозга и задержкой психоэмоционального развития. Следующими этапами поражения становится олигофрения и идиотия.

У больных отсутствует возможность к абстрактно-образному мышлению, не в состоянии строить сложные умственные заключения, легковнушаемы, безинициативны. Больные нуждаются с социальном воспитании и адаптации.

Среди причин, взывающих патологию:

  • наследственная предрасположенность;
  • болезни матери в период беременности;
  • курение и алкоголизма матери в период беременности;
  • сложные роды, недоношенность;
  • плохая социальная обстановка в семье ребенка в первые месяцы и годы жизни;
  • физические травм головы, с поражением мозга;
  • психологические травмы, связанные с криками родителей на новорожденного, неприятием ребенка с отсутствием тактильного и эмоционального контакта.

Больным требуется постоянный контроль психиатра, психолога и дефектолога. Может назначаться поддерживающая терапия.

Эта патология является самой частой причиной снижения интеллекта, диагностируемого у детей. Она отмечается у порядка 75% пациентов, страдающих этим диагнозом.

Больные легкой формой часто работают самостоятельно, успешно обслуживают сами себя, нуждаются в минимальной сторонней помощи.

Симптомы дебильности

Ребенок, у которого присутствует дебильность, уже в первые месяцы жизни начинает отличаться от ровесников. В перечень симптомов, показывающих присутствие патологии, входит:

  • отставание в развитии физических навыков, ребенок позже начинает переворачиваться, садиться, ползать, ходить;
  • первые слова произносятся на несколько лет позже, чем полагается по возрасту, у многих детей словарный запас на протяжении всей жизни не превышает 100-200 слов;
  • абстрактный тип мышления отсутствует, нет понимания понятия время и пространство;
  • способность к запоминанию снижена;
  • присутствуют проблемы с концентрацией внимания в работе или учебе;
  • люди с дебильностью легко подчиняются влиянию;
  • возможны вспышки агрессии, раздражительности и злости, способные стать причиной причинения физического вреда окружающим.

Полный перечень симптоматики редко присутствует одновременно у одного человека. Индивидуален и уровень выраженности каждого из симптомов.

Данная патология требуется обязательного постоянного лечения, посещения профилактических осмотров, выполнение рекомендаций лечащего врача. Программы лечения разрабатываются для каждого пациента индивидуально в зависимости от возраста, пола, степени и сопутствующих диагнозов.

Дебильность у детей

Дебильность у детей становится заметна в самом раннем возрасте. Малыш начинает позже ровесников держать головку, переворачиваться, его движения заторможены или хаотичны. Полное излечение невозможно, но терапия, начатая на ранних этапах развития малыша, позволяет скорректировать развитие, подобрать программы адаптации.

Маленьким детям рекомендовано проведение массажей, занятия с дефектологом и логопедом. Среди медикаментозных препаратов отдается предпочтение назначению ноотропных препаратов, которые улучшают работу головного мозга. Таких, как Глицин.

Во время вспышек агрессивности могут назначаться успокоительные народные сборы или легкие антидепрессанты.

Дебильность у подростков

В подростковом возрасте дебильность требуется тщательного контроля медиков. В переходном возрасте симптомы патологии способны усиливаться. Половое созревание, изменение гормонального статуса часто повышает риск возникновения агрессии.

В этом возрасте у детей снижаются способности к абстрактному мышлению еще на большей стадии, чем в детские годы. Часто начинают забываться знания, полученные в школе.

Новые навыки осваиваются все медленнее и сложнее. Моторика остается сохранной. Повышается уровень либидо, подростки без контроля родителей способны стать сексуально распущенными.

Им сложно контролировать физиологические сексуальные позывы.

Дебильность у взрослых

В случае проведения лечения дебильности с раннего возраста эта патология у взрослых может быть нивелирована. Во взрослом возрасте коэффициент IQ варьируется при легкой стадии от 50 до 70. Большая часть пациентов имеют навыки чтения и письма. Способны писать простые слова под диктовку, в некоторых случаях выполнять несложные математические действия.

Большая часть взрослых, которым установлен диагноз, испытывают проблемы в самостоятельной жизни в виду отсутствия абстрактного мышления. Им бывает сложно самостоятельно распоряжаться финансами.

Они способны выполнять несложную механическую деятельность, устраиваясь на работу, даже получать заработную плату. Но распоряжаться средствами, совершать покупки следует адекватному человеку, который проживает совместно с больным.

Во взрослом возрасте пациенты с любой стадией дебильности испытывают проблемы в обслуживании себя.

Дебильность у женщин

У многих женщин такой вариант легкой степени умственной отсталости может внешне практически не проявляться.  Женщины с низким показателем IQ успешно справляются с выполнением домашних обязанностей. Они могут выполнять обязанности нянечек и сиделок при контроле другого специалиста. Существенным минусом диагноза становится повышенная сексуальная потребность.

Дебильность у мужчин

Во взрослом возрасте мужчины, страдающие такой легкой степенью умственной отсталости, как дебильность, отличаются сохранной моторикой, но за счет отсутствия способности к абстрактному мышлению у них могут возникать проблемы с самообслуживанием.

Риском становится присущая этому диагнозу повышенная сексуальная возбудимость. При неудовлетворении этого типа физиологической потребности пациенты становятся агрессивными и раздражительными.

Требуется постоянная корректирующая терапия снимающая атаки агрессии и снижающая либидо.

Степени дебильности

В медицинской практике выделяется несколько степеней дебильности. Они устанавливаются после проведения тщательных исследований с установкой параметров коэффициента IQ.

Легкая степень дебильности

Устанавливается больным, чей коэффициент составляет 65-70. Такие пациенты способны овладевать простыми рабочими специальностями, обслуживать себя, причесываться, чистить зубы, ходить в туалет. У таких пациентов сохраняется способность вливаться в коллектив, поддерживать личные отношения. Такие больные часто создают семьи.

Часто проявляется талант к творческим специальностям. Известным примером присутствия уникальных способностей становится пациент французской психиатрической клиники, не способный к абстрактному мышлению, но прекрасно считающий в уме.

Вне зависимости от присутствия или отсутствия узконаправленных талантов, больные отличаются высоким уровнем внушаемости, не готовы принимать решения и отвечать за свои действия.

При отсутствии должного уровня контроля за состоянием ребенка, его успехами в учебе и социальном развитии легкая степень дебильности часто диагностируется уже при поступлении ребенка в школу.

Такие дети не способны справляться с заданиями школьной программы первого-второго класса. Диагностика проводится школьным психологом.

После обследования и предположения диагноза, ребенок направляется на прохождение медико-социальной экспертизы.

Средняя стадия (умеренная дебильность)

Ставится при IQ 60-64. Такие люди испытывают проблемы с исполнением бытовых обязанностей без посторонней помощи.

Могут выполнять только заученные действия, например, расклеивать объявления, но способны быстро оставить занятия из-за отсутствия концентрации внимания. Отличаются косноязычностью.

Возможности к творчеству практически отсутствуют. Нуждаются в постоянном контроле органами социальной защиты или родителями.

Тяжелая стадия

В такой ситуации уровень IQ составляет от 50 до 59 баллов. Отмечается у небольшого числа лиц, страдающих умственной отсталостью. Больные требуются в постоянной помощи. Отличаются эмоциональной торпидностью.

При которой больной сохраняет одну и ту же эмоцию длительное время. В случае отсутствия контроля могут отправиться бродяжничать, склонны к наркомании и алкоголизму. В такой ситуации продолжительность жизни очень короткая.

Внешне патология хорошо заметна даже без вербального общения, нарушена моторика, память и внимание.

Дебильность идиотия

Часто для обывателя, впервые столкнувшегося с умственной отсталостью, наименования поставленных диагнозов способны напомнить только ругательства. На самом деле слова «дебильность», «имбецильность», «идиотия» являются названиями стадий такого типа патологии, как олигофрения.

Пациенты, страдающие дебильностью, в большинстве ситуаций сохраняют способность к самообслуживанию. Они обучаемы. Проходят программ средней общеобразовательной школы, адаптированную для больных с умственным отставанием.

Как правило, обучение проводится в специализированных школах VIII типа.

По итогам обучения в зависимости от степени дебильности или получают нерабочую группу инвалидности, или направляются на дальнейшее обучение для получения навыков простых рабочих специальностей.

При умеренной стадии коэффициент IQ составляет 20-50 баллов. При имбецильности высшие функции головного мозга остаются на самых ранних уровнях развития. Часто таких больных называют вечными детьми.

Как и при дебильности, они могут быть склоны к повышенной агрессии, возбудимости, страдают от повышенного уровня либидо. У таких пациентов часто изменена форма черепа, с проявлениями гидро- и микрофефалии.

Часто изменен прикус, взгляд застывший, немигающий, мимика практически отсутствует.

Идиотия, с показателем IQ менее 20. При этой форме пациент остается вечным младенцем. Его психологический возраст не превышает трех лет. Исполняет только основные физиологические потребности, обслуживать сам себя не в состоянии. За счет низких физиологических показателей продолжительность редко превышает 20 лет.

Дебилизм: причины заболевания и его клинические проявления

Дебильность: причины, симптомы, диагностика и лечение

Расстройства психического развития

09.11.2017

4.6 тыс.

3.1 тыс.

4 мин.

Дебилизм – заболевание центральной нервной системы, которое заключается в снижении уровня интеллектуальных способностей. Это легкая форма олигофрении (умственной отсталости). Существует большое количество причин, по которым развивается этот недуг.

Самыми основными является генетический фактор и беременность, которая тяжело протекала у матери.

Благодаря правильному и комплексному лечению (с помощью медикаментов, профессиональной помощи психологов, логопедов и педагогов) можно сгладить проявления этой болезни.

Дебилизм – легкая степень олигофрении. Этот вид патологии является наиболее распространенным у людей (около 75%). Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии применяются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность ».

Главной причиной возникновения этого заболевания является наследственная предрасположенность. К причинам развития болезни относится относятся инфекционные заболевания (краснуха, корь, цитомегалия, сифилис), резус-конфликт и гипоксия плода.

Курение, употребление спиртных напитков и наркотических веществ влияют на появление этого недуга у ребенка.

Дебилизм может возникнуть из-за травмы при родах, асфиксии новорожденного, заболеваний, которыми переболел ребенок в детском возрасте (энцефалит, менингит), и черепно-мозговых травм.

При этой стадии недуга больные способны к обучению по специальной программе вспомогательных школ. Они могут овладеть определенными трудовыми навыками. Эта форма умственной отсталости характеризуется тем, что дети владеют хорошим развитием речи. Основными симптомами этой болезни является:

  • наглядно-образный тип мыслительной деятельности;
  • невозможность построения сложных понятий и умозаключений;
  • недоразвитие волевых качеств;
  • внушаемость и отсутствие инициативности;
  • трудности в улавливании связей между предметами и событиями.

У них развита механическая память. Основным признаком заболевания является нарушения абстрактного мышления и преобладают конкретные суждения. Переход от простых, конкретных к более сложным, отвлеченным обобщениям происходит с трудом.

В процессе обучения у таких больных наблюдается отсутствие инициативности и самостоятельности. Дети отличаются медлительностью и пассивностью. Основной трудностью для дебилов является то, что они в процессе решения задач используют схему-шаблон и им трудно изменить привычный ход решения и мышления.

Эмоционально-волевая и личность пациента страдает в меньшей степени, чем при имбецильности. У таких детей отмечаются трудность в самообладании и способности подавлять свои влечения. Они мало обдумывают свои поступки, присутствует импульсивность в поведении и повышенный уровень внушаемости.

При дебильности отмечается более высокий уровень и темп психического развития, чем при других формах умственной отсталости. Отставание психического развития имеет наиболее выраженную форму в раннем детстве. С возрастом умственное недоразвитие становится менее заметным.

Эта форма заболевания имеет внешние проявления. У таких пациентов наблюдается дебильное лицо. У пациентов, которые страдают олигофренией лицо выглядит с некоторыми аномалиями. Эти аномалии отличаются своей выраженностью в зависимости от стадии недуга.

В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируется как легкая, умеренно выраженная и тяжелая.

СтадияПризнаки
ЛегкаяIQ: 65-69. Владение навыками самообслуживания, рабочей специальностью и школьной программой. Отмечаются трудности в принятии решений
Умеренно выраженнаяIQ: 60-64. Бытовые навыки приобретаются не в полном объеме. Действия выполняются механическим образом
ТяжелаяIQ: 50-59. Маленький словарный запас, бытовые навыки приобретаются с трудом. Больные легко попадают под чужое влияние

Выделяют три типа дебильности в зависимости от выраженности волевых нарушений: гиподинамический, гипердинамический и простой тип.

ТипХарактеристика
ГиподинамическийЗаторможенность психических процессов
ГипердинамическийДвигательная активность и расторможенность психических процессов
ПростойНезначительные нарушения эмоционально-волевой сферы

В зависимости от тяжести эмоциональных и интеллектуальных нарушений выделяют четыре формы дебильности: стеническую, астеническую, атоническую и дисфорическую.

ФормаХарактеристика
СтеническаяХороший уровень адаптации. Отмечается недоразвитие памяти
АстеническаяБыстро нарастает усталость. Наблюдается эмоциональная лабильность, сужен объем внимания. В некоторых случаях наблюдаются расстройства речи, мелкой моторики и мышления
АтоническаяБезразличие, резкая смена активности. Отмечается обеднение эмоций, суженность интересов, дурашливость и многоречивость
ДисфорическаяПостоянно вступают в конфликты. Наблюдается агрессивность. Отмечаются трудности в обучении и общении в коллективе

Диагноз «дебильность» устанавливается в большинстве случаев тогда, когда ребенок начинает учиться в школе. Чтобы поставить верный диагноз, рекомендуется провести обследование у невролога, психиатра и психолога. Если у ребенка отмечаются нарушения речи, то надо обратиться к логопеду.

Для установления диагноза рекомендуется осуществить исследование психодиагностическими методиками (например, тест Векслера). При неврологическом обследовании в большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких движений. Пациентам рекомендуется провести электроэнцефалографию, эхо- и реоэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Для правильного установления диагноза нужно провести дифференциальную диагностику. Нужно исключить наличие пограничной умственной отсталости, которая возникла по причине задержки нервно-психического развития. Дебильность надо отличать от снижения интеллектуальных способностей, которые развиваются на фоне эпилепсии и шизофрении в детском возрасте.

Лечение этого недуга осуществляется при помощи лекарственных препаратов, которые используются в зависимости от обнаруженных симптомов. Применяются противосудорожные медикаменты, ноотропы и психотропные препараты. Лекарства используются при повышенной или чрезмерно пониженной активности.

Рекомендуется осуществлять комплексное лечение с помощью профессиональной помощи психологов, педагогов и логопедов. Такой способ лечения повышает его эффективность. Комплексная терапия осуществляется с целью коррекции нарушений поведения и для лучшего обучения ребенка. С помощью логопеда можно устранить нарушения речи.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/development/debilizm-eto.html

Дебильность

Дебильность: причины, симптомы, диагностика и лечение

Дебильность — самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики.

Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость.

Наряду с проведением специфической, корригирующей и симптоматической терапии пациентам с дебильностью необходима социальная адаптация, правильное психологическое воспитание, специальное школьное и трудовое обучение.

Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей.

Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости. Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность».

Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результате задержки психического развития ребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию.

В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируют на легкую, средней тяжести и тяжелую. Как и другие варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.

Дебильность

Среди причин возникновения дебильности в первую очередь выделяют наследственные факторы (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия) и различные неблагоприятные влияния на плод в период внутриутробного развития.

К последним можно отнести инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуху, токсоплазмоз, корь, цитомегалию, сифилис); резус-конфликт, фетоплацентарную недостаточность, гипоксию плода; токсические воздействия на плод, при употреблении беременной наркотических веществ, алкоголя, табака, некоторых медикаментов.

Дебильность может возникнуть как следствие родовой травмы, асфиксии новорожденного, врожденной гидроцефалии, перенесенных в раннем детстве инфекционных поражений ЦНС (энцефалита, гнойного менингита, менингоэнцефалита) и тяжелых черепно-мозговых травм.

Дебильность характеризуется отсутствием способности вырабатывать сложные понятия, делать сложные обобщающие умозаключения и мыслить абстрактными понятиями. Для детей с дебильностью характерен наглядно-образный тип мышления.

Они способны воспринимать лишь внешнюю сторону происходящих событий и зачастую не могут понять ситуацию целиком. Правильно воспринимая изображения, страдающий дебильностью ребенок, с трудом может найти внутренние связи между ними и испытывает затруднения при их сравнении.

Наряду с отставанием в умственном развитии у таких детей нередко отмечается недоразвитие речи (ОНР и ФФН). Типичны обедненность лексики, аграмматизм, косность и замедленность речи (брадилалия).

Дебильность легкой степени проявляется ограничением способности к обобщению и абстрактному мышлению, при хорошей ориентировке в повседневных обыденных ситуациях.

Обучение в школе детям с дебильностью дается с большим трудом. Они тяжело усваивают правила правописания, испытывают затруднения при необходимости пересказать прочитанный текст, плохо понимают, что именно требуется сделать согласно заданию.

Особенно трудным предметом для них является математика.

Иногда среди имеющих дебильность встречаются дети с частичной одаренностью: абсолютным слухом, отличной механической памятью, художественным талантом, умением в уме производить арифметические действия с крупными цифрами.

Дебильность сопровождается ограничением познавательной потребности, недоразвитием эстетических, нравственных и волевых качеств. В следствие этого пациенты с дебильностью оказываются неспособными сформировать собственное суждение и мировоззрение.

При этом они легко подражают другим, перенимают чужие взгляды и довольно часто неукоснительно придерживаются их. Слабость воли, отсутствие самостоятельности и инициативности при дебильности сочетается с легкой внушаемостью, что может сделать дебила послушным орудием в руках других людей.

Не понимая последствий и исполняя чью-то волю, такой человек может совершить преступление или действовать в рамках преступной группировки.

По своему характеру пациенты с дебильностью могут быть доброжелательными, ласковыми и добродушными или, наоборот, агрессивными, злобными, упрямыми и мстительными. Достаточно часто среди них встречаются люди с усиленными примитивными влечениями (например, половыми).

В большинстве случаев дебильность выявляется, когда ребенок начинает учиться в школе. Такой ребенок должен быть осмотрен неврологом, психологом и психиатром, при нарушениях речи — логопедом.

Диагностировать дебильность помогает проведение психометрии, психологических тестов с сюжетными картинками и экспериментов по классификации изображений.

В зависимости от степени дебильности IQ пациента может находиться в диапазоне от 69 до 40%.

В неврологическом статусе у страдающих дебильностью обычно не выявляются какие-либо патологические отклонения, в том числе и нарушения моторики.

В большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких дифференцированных движений.

Для более глубокой оценки состояния ЦНС имеющим дебильность пациентам проводится электроэнцефалография, эхоэнцефалография и реоэнцефалография, по показаниям — МРТ головного мозга.

Устанавливая диагноз «дебильность» ребенку, врач должен исключить наличие у него пограничной умственной отсталости, обусловленной задержкой нервно-психического развития на фоне нормального умственного потенциала. Кроме того, дебильность необходимо дифференцировать от снижения интеллекта, развивающего на фоне шизофрении и эпилепсии раннего детского возраста.

Дети с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то дополнительно необходимо диспансерное наблюдение у эндокринолога.

В тех случаях, когда можно установить и устранить причину, обусловившую дебильность, проводится специфическая терапия.

При выявлении токсоплазмоза или врожденного сифилиса назначается соответствующее этиотропное лечение, при наличии ферментопатии необходимо соблюдение диеты, при эндокринопатии — гормональная терапия.

Симптоматическая терапия при дебильности может включать противосудорожные препараты, дегидратационные средства, общеукрепляющее лечение, ноотропы (гамма-аминомасляную к-ту, пирацетам), нейропротекторы и метаболиты (глутаминовую кислоту, витамины группы В), психотропные препараты. При повышенной утомляемости и астении показан прием психостимуляторов (амфетамина, пемолина), при чрезмерной эмоциональной возбудимости — хлордиазепоксид, хлорпромазин, галоперидол.

Наряду с медикаментозной терапией дети с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении с применением педагогических, психологических и логопедических методик.

Основная цель корригирующего лечения дебильности заключается в психологической поддержке, коррекции нарушений поведения и обучении, а для детей более старшего возраста — приобретении навыков и умений, необходимых для самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности.

По показаниям при дебильности проводятся логопедические занятия по коррекции системного недоразвития речи, коррекции брадилалии, коррекции заикания и пр.

Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии.

Задача состоит не только в том, чтобы приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, но и уберечь их от вовлечения в преступные группировки, где их используют как послушных и легко управляемых исполнителей.

Чрезвычайно важным в социальной адаптации является правильная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Дети должны проходить обучение в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их умственным возможностям.

В дальнейшем они способны освоить несложную специальность и выполнять простую работу, не требующую быстрого переключения внимания, инициативности или самостоятельности.

По некоторым данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно адаптируются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже создают семьи.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/debility

Дебил: кто это, дебильность, олигофрения в степени дебильности, фото, признаки, психическое заболевание

Дебильность: причины, симптомы, диагностика и лечение

Дебилизм это некоторое психическое заболевание – легкая степень олигофрении. Существует ряд признаков и симптомов, по которым определяется общая характеристика личности при наличии болезни у взрослого человека:

  1. Узость мышления.

  2. Невысокий коэффициент умственного развития – IQ менее 70-ти.
  3. Неспособность принятия самостоятельных решений.
  4. Наличие психозов.
  5. Внушаемость.
  6. Неконтролируемая агрессия.
  7. Подверженность к антиобщественному образу жизни.
  8. Неспособность к социализации.
  9. Гиперсексуальность.
  10. Неспособность ограничивать себя, в чем-либо.

Наличие этих признаков в совокупности позволяет поставить диагноз олигофрения в степени дебильности. В отличие от детей определение дебильности у взрослого ставится гораздо проще. Но если человек рос и воспитывался в благоприятной среде, получая необходимые базовые знания, дебильность может быть практически не заметна стороннему наблюдателю.

Зачастую у пациентов с диагнозом дебильность отличная механическая память. Они могут научиться читать, писать, считать на уровне ученика младшей школы. Но как только они сталкиваются с пространным определением чего-либо, то неспособны его понять. Мозг пациента способен воспринять и распознать только конкретную информацию или описание.

Однако люди с легкой степенью дебильности по статистике способны получить высшее образование и жить полноценной жизнью. В истории известны случаи, что гениальные художники и музыканты страдали дебильностью.

Поскольку диагноз не сказывается на слуховом восприятии музыки, художественных навыков и других творческих способностях. Еще одна особенность заболевания заключается в исключительной способности вычисления по формулам.

Но сделать какой-либо вывод пациентам трудно.

Признаки дебильности у детей

Легкая внушаемость, а также свойственная пациентам агрессия приводит людей, страдающих дебильностью к антиобщественному образу жизни. В неблагоприятных условиях воспитания они легко становятся преступниками. Чаще всего пациенты совершают такие преступления, как:

  • изнасилование;
  • убийство;
  • побои;
  • поджог;
  • живодерство.

Пациенты, нарушившие закон признаются недееспособными, направляются на принудительное излечение.

Полностью вылечится при диагнозе дебильность невозможно, можно только купировать, сократив симптомы.

Но такие пациенты даже после лечения остаются опасны для общества и нередко совершают повторные преступления.

Олигофрения у детей – симптомы и признаки

Используя термин олигофрен кто это некоторые не имеют понятия. Первое, что обращает на себя внимание при олигофрении, это отставание в умственном развитии, которое может сопровождаться физическим недоразвитием. Речь ребенка развита плохо: словарный запас скудный, в некоторых случаях ребенок вовсе не разговаривает.

Абстрактное мышление нарушено или отсутствует: ребенок неспособен узнавать вещи, людей, его окружающих. Зачастую такие дети испытывают трудности при выполнении простых бытовых задач, эмоционально нестабильны (наблюдаются вспышки агрессии, злости, раздражительности). Во многом симптоматика зависит от стадии олигофрении.

Олигофрения в стадии дебильности

Это самая легкая форма олигофрении. Уровень IQ составляет 50-70

. Олигофрения в степени дебильности характеризуется наглядно-образным мышлением. Прочитанный текст понимается пациентом с трудом. Наблюдается слабость самообладания, отсутствие способности подавлять свои влечения, поэтому поступки зачастую необдуманны.
Среди других признаков, указывающих на дебильность, выделяют следующие симптомы малоумия:

  • импульсивное поведение;
  • повышенная внушаемость;
  • косноязычная речь;
  • определения воспринимаются медленно;
  • хорошее развитие механической памяти;
  • подражательность.

Данная форма является легкой степенью заболевания. Дети легко общаются с окружающими людьми, речь развита хорошо. Трудности могут возникнуть только при решении сложных математических и интеллектуальных задач. Установление причинно-следственной связи вызывает затруднения, логические обобщения такие дети сделать неспособны.

Олигофрения в стадии имбецильности

Диагноз имбецильность выставляется в тех случаях, когда уровень IQ составляет 20-50

. Это средняя степень олигофрении. Речь у пациентов с такой патологией аграмматична, словарный запас составляет всего 200-300 слов.

В большинстве случаев имбецилы способны общаться только несложными фразами, испытывают трудности при построении сложных и длинных предложений. Дети в процессе обучения путаются в написании и произношении схожих букв.

В качестве основных признаков, которыми сопровождается олигофрения у детей, симптомы врачи называют следующие:

  • развитие преимущественно механической памяти;
  • пассивное внимание;
  • использование приобретенных знаний как штампов;
  • неспособность к отвлечению от ситуации;
  • способность усваивать только простые трудовые процессы (стирка, мытье посуды);
  • смена привычной обстановки сопровождается негативной реакцией;
  • сильная обидчивость.

Олигофрения в стадии идиотии

Самая тяжелая степень олигофрении, IQ меньше 20

. Речь и мышление находятся в зачаточном состоянии, практически отсутствуют. Пациенты нуждаются в постоянной помощи близких, уходе со стороны. Внешние раздражители вызывают развитие неадекватной реакции. Внимание и сосредоточенность неустойчивы, осознание собственной личности смутное. Больные плохо отличают родных от посторонних.

Источник: https://gudi1991.ru/nevrozy/debilnost-eto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.